Меню сайта

Наш опрос

В фитнесе вы:
Всего ответов: 789

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Август » 24 » Лечебная физкультура при язвенной болезни
21:18
Лечебная физкультура при язвенной болезни

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.

Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.

К противопоказаниям к занятиям относят:

· Свежая язва в остром периоде.

· Язва ,осложненная кровотечением.

· Преперфоративное состояние.

· Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

· Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:

1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга- на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.

2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.

3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.

4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ

РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ

Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.

Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.

- Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.

Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями- помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.

Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.

В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое воздействие ).

ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов .

Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В

ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ

Содержание курса

Дозировка в минутах

Задачи разделов

1

Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе.

5-10

Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений.

2

Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя.

7-14

То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.

3

Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями.

10-15

Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания.

4

Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов.

10-15

Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.

5

Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием.

5-7

Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.

ВСЕГО 37-61



Категория: Фитнес | Просмотров: 760 | Рейтинг: 0.0/0

Рекомендуем:

Маска, трубка, ласты – пригодятся и зимой
Приятного пестицида! или Как обезопасить себя от праздничного стола.
Спортзал на дому: эспандеры
IX Церемония вручения наград Международной Премии
Специальный антицеллюлитный комплекс гимнастических упражнений
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]