Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Популярные статьи
» Упражнения для похудения |
» Диета для похудения |
» Диета |
» Гречневая диета |
» Открываете теннисный сезон? Узнайте о самых распространенных травмах |
» Чем подкрепиться до и после тренировки |
» Мы таковы – какую Воду мы пьем! |
» Движение – залог здоровья |
» Рейтинг риска курортов при поездках в одиночку |
» Танец живота, для себя, для него, для всех |
21:18 Лечебная физкультура при язвенной болезни | |
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса. Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения. Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека. Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов. Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата. При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ). Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают. Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность. В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его. К противопоказаниям к занятиям относят: · Свежая язва в остром периоде. · Язва ,осложненная кровотечением. · Преперфоративное состояние. · Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации. · Свежие массивные парапроцессы при пенетрации. ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях: 1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга- на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения. 2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного. 3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов. 4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.). Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен. ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней. Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте. Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения. - Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений. Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями- помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего. Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке. В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое воздействие ). ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов . Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений. Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся. Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу. Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ Содержание курса Дозировка в минутах Задачи разделов 1 Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. 5-10 Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений. 2 Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя. 7-14 То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости. 3 Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями. 10-15 Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания. 4 Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. 10-15 Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости. 5 Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием. 5-7 Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания. ВСЕГО 37-61
| |
|
Рекомендуем:
Маска, трубка, ласты – пригодятся и зимой |
Приятного пестицида! или Как обезопасить себя от праздничного стола. |
Спортзал на дому: эспандеры |
IX Церемония вручения наград Международной Премии |
Специальный антицеллюлитный комплекс гимнастических упражнений |
Всего комментариев: 0 | |