Занятие подводным плаванием у большинства людей ассоциируется прежде всего с именем Жака-Ива Кусто. И мало кто знает, что еще Леонардо да Винчи искал возможность проникновения человека в морские глубины, а в качестве резрвуара для воздуха он предлагал использовать ничто иное как мех из-под вина. Впоследствии многие ученые и инженеры бились над идеей создания приспособления, с помощью которого человек мог бы продолжительное время находиться под водой.
В 1825 г. Уильям Джеймс сконструировал аппарат, который представлял собой железный резервуар, наполненный сжатым воздухом. Емкость охватывала туловище наподобие пояса. Использованный воздух выходил из шлема через выпускной клапан. Для придания водолазу отрицательной плавучести к его поясу прикрепляли балласт. К тому времени это был наиболее приемлемый тип снаряжения, однако, из-за отдельных недостатков он так и не был ни разу использован. После этого было предпринято множество попыток создания подобного аппарата, но ни одна из них не увенчалась успехом. Наконец, в 1865 г. два француза - горный инженер дыхательный аппарат 19 векаРукеройль и лейтенант ВМФ Денейруз - изобрели аппарат, явившийся предшественником акваланга Кусто. Он представлял собой металлический резервуар, который одевался на спину и закрывал глаза, нос и рот маской, похожей на металлическую коробку с иллюминатором. Аппарат был снабжен оригинальным приспособлением в виде регулирующего клапана, представляющего собой мембрану- на эту мембрану давит с одной стороны вода, а с другой - воздух, которым дышит водолаз. Когда давление воды увеличивается, в мембране приоткрывается клапан и водолаз получает дополнительное количество воздуха. при уменьшении давления воды клапан автоматически закрывается, а избыточный воздух уходит через выпускной клапан. Другими словами, регулятор автоматически уравнивает давление воды снаружи и давление воздуха внутри легких человека. Значение этого изобретения велико. Оно позволяло водолазу на любой глубине поддерживать почти нулевую плавучесть, как это может делать подводная лодка. Пользуясь руками и ногами наподобие горизонтальных рулей, он мог легко подниматься и опускаться.
Через 2 года после того как появилось изобретение Рукеройля-Денейруза (о котором, кстати, Жюль Верн упомянул в своем знаменитом романе “20000 лье под водой”) этот аппарат был применен французской экспедицией при добыче губок в Эгейском море. Экспедицией руководил Альфонс Галь - врач, занимающийся наблюдениями за состоянием человеческого организма в подводных условиях. Новое снаряжение, которым пользовались французские водолазы и некоторые местные жители-греки, нанятые для этой работы, оказалось весьма эффективным. Даже слишком эффективным. Ибо, когда ныряльщики-греки увидели собранный урожай губок, то, испугавшись конкуренции, поломали аппараты, как луддиты в старину ломали машины. Аппарат Рукеройля-Денейруза был применен также при одной из многочисленных попыток поднять легендарные испанские сокровища со дна залива Виго.
11 июня 1910 г. в Сен-Андре-де Кюбзак во французском регионе Бордо родился человек, которому было суждено стать символом подводного плавания и всего, что с ним связано. Это был Жак Ив Кусто. Его отец работал личным секретарем у двух американцев. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах. Ж.-И. Кусто учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка. Во Францию он вернулся в возрасте 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения. Но как только она попала в руки Жака-Ива, он с Ж.И. Кустотал владеть ей единолично. Киносъемка для Кусто стала настоящей страстью. Вскоре он создает свою первую студию по производству фильмов. После окончания Высшей Национальной Морской Школы он получает назначение на крейсер, направляющийся на Ближний Восток. В 1937 г. он перебирается в Тулон, где встречается с Филиппом Тайе, человеком, влюбленным в море. Большую часть свободного времени он проводит на подводной охоте в водах на юге Франции. Там же они знакомятся с Фредериком Дюма, ставшим впоследствии легендарным Диди. Жак-Ив Кусто потрясен: вся его жизнь перевернулась в тот момент, и он решает всецело посвятить себя проникновению в подводный мир. Филипп Тайе, Жак-Ив Кусто и Диди больше не расстаются. Они вместе совершают погружения и пытаются приспособить существующие системы дыхания для использования их под водой.
В 1942 г. Кусто создает свою первую компанию по производству научных фильмов “Студия научных фильмов Кусто”. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это самое время начинается “Одиссея капитана Кусто”. Проект переживает необыкновенный стремительный взлет благодаря встрече с инженером Эмилем Ганьяном, работающем над прототипом редуктора, работающего на газовой смеси. Жак-Ив излагает свои пожелания в том, что касается снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. В июне 1943 г. модель, испытанная в море, оказывается превосходной в эксплуатации. И все же Жак-Ив Кусто хочет полной самостоятельности, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы: быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и в будущем. Для этого ему необходим свой корабль. Он очарован старым минным тральщиком, который носит судьбоносное имя Калипсо. И в июле 1950 г. “Французское океанографическое общество”, созданное Жаком Кусто специально по этому случаю, совершило историческую покупку. Переоборудование длилось целый год. Самым важным из технических новшеств являлось устройство примерно на 2 м ниже ватерлинии, представляющее собой специальную кабину для подводного наблюдения. Она имеля форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Кусто готов на все, чтобы получить нобходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. Кроме двоих механиков и одного матроса, все остальные участники экипажа - добровольцы. Фредерик Дюма тоже на борту в качестве помощника, ответственного за погружения. А через 3 месяца, когда экспедиция вернется, на борт Калипсо вступит тот, кого назовут “Легендарным Беберо” - Бернард Фалько. Он покинет корабль только в 1996 г., после крушения Калипсо у берегов Гон-Конга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находят рыбаки в районе Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решает взять в свои руки то, что станет первой и величайшей подводной археологической стройкой. На поверхность будут подняты более 2000 амфор и других предметов. В это же время он принимает участие в экспериментальных погружениях батискафа “Триест” профессора Пикара. Аппарат с успехом погружается на глубину 3200 м с профессором и его сыном на борту. Во время этой операции командование ВМС Франции просит его обеспечить проведение подводных съемок. В начале 1955 г. все собрались на борту Калипсо для великого отплытия. Курс - на Красное море. Начались съемки “Мира тишины”, который станет культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова и другие многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах. Жак-Ив Кусто сум еет на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который принес ему “Мир тишины”.
Взрыв интереса к подводному плаванию произошел в 70-х годах, когда люди поняли, что дайвинг - дело совсем не сложное, а удовольствие обещает неземное. Раньше плавание с аквалангом было в основном прерогативой военных, которые чутко охраняли все секреты водолазного мастерства. Поэтому любители-одиночки, не знавшие элементарных правил декомпрессии, подвергали свою жизнь серьезной опасности. Совершенствовались конструкции аквалангов, и в 60-х годах в широкой продаже появились вполне безопасные системы для дыхания под водой. Но главным оставался вопрос безопасности дайвинга. Одна из первых международных организаций, которая регламентировала порядок обучения, условия погружения, максимальные глубины, - это CMAS. Она объединила в себе множество независимых национальных федераций, которые пытались обучать подводному плаванию желающих, и ввела общие для всех стандарты. Но процесс контроля за этими стандартами не был отработан. В результате качество обучения жестоко пострадало. А также не был отработан единый контроль за выдачей международных сертификатов. В результате карточку CMAS России могут запросто не принять в Египте либо усомниться, правильно ли Вас обучили.
На сегодняшний момент безусловным лидером любительского дайвинга является PADI (Профессиональная ассоциация инструкторов дайвинга). Жесткий контроль за качеством обучения, единые требования к студентам, компьютерный учет всех международных сертификатов, использзование последних достижений науки и техники в изучении физиологии дайвинга позволили этой федерации практически полностью исключить возможность несчастного случая. На сегодняшний день сертификаты этой федерации принимаются во всем мире, и каждый дайвер старается получить сертификат именно этой федерации. В PADI существует несколько ступеней обучения, последовательно выполняя которые, практически любой желающий может стать профессионалом и получить звание инструктора. И работать в любом дайвинг-центре мира.
По материалам сайта ActiveSport.info